Благоговение является одним из тех терминов и понятий, которое редко используется вне рамок Церкви. В семьях и школах людей не учат, что это значит. Между тем, благоговение – есть наиважнейшее свойство души и личности. Так что же означает это понятие в церковном понимании?
Это слово церковнославянское, а этот богослужебный язык уникален тем, что он никогда не использовался в обычной, разговорной, повседневной речи. Он создавался для нужд Церкви и для его там употребления. Поэтому очень сложно подобрать правильные аналоги из современного русского языка для обозначения церковнославянских терминов.
Но, образно говоря, благоговение означает особое, чуткое состояние души человека, при котором у него возникает трепетное отношение ко всему священному, к присутствию благодати Божией.
Сразу стоит оговориться, что благоговение должно распространяться лишь на Бога, но никак не на предметы и атрибутику богослужебного назначения. К примеру, многие верующие во время каждения храма с особенным трепетом относятся к дыму ладана, наделяя его некой особой силой и благодатью. Конечно, в храме все свято и имеет то или иное Божественное установление, однако дым (фимиам) остается дымом, и лишь восприятие его как символа почитания самого Бога говорит об истинном благоговении.
Благоговение, по учению Святых Отцов, признано величайшей добродетелью. Оно может возникнуть во время домашней или храмовой молитвы, однако это чувство сопровождает лишь людей искренних.
Святые отцы призывают отличать понятие благоговения от благочестия. Благочестие предполагает правильные поступки. К примеру, монах, читающий Иисусову молитву по четкам, может выглядеть вполне себе благочестиво. Однако, не прилагая к этому движения ума и сердца, он может не испытывать благоговения по отношению к Творцу, так как эта добродетель одна из самых высших в Православии, достигнуть которой под силу не каждому.
В духовной жизни известны состояния, когда человек считает, что он уже достиг этой благодетели, да еще и показывает всем подряд, насколько он благоговейно относится к той или иной святыне. Это несомненное фарисейство и ересь, что является порождением гордости и тщеславия.
По учению Святых Отцов, благоговения можно достичь только через смирение, то есть, то качества, которое противно гордыне. Истинно благоговейный человек испытывает это чувство в глубине своей души, не делая это напоказ и не ставя себя в пример другим людям, что говорит о его высочайшем смирении.