Обзор современного кофейного рынка

Индустрия кофе в XXI веке переживает свой рассвет. Кофе в России — один из самых стабильных рынков товаров повседневного спроса. Как биржевой товар кофейный рынок занимает второе место по обороту после нефтяного. Кроме того, выращивание этой культуры занимает важное место в экономике ряда стран.

Так, например, на данный момент возделыванием кофе занимаются в 65 странах мира. При этом около 35% от мирового производства приходится на Бразилию.

Производят в основном два промышленных вида кофе – это арабика (70%) и робуста (30%). И лишь 1-2% кофе приходится на редкие нераспространенные виды кофейных деревьев.

Арабика признана как кофе промышленный кофе более высокого качества. Ее зерна более вытянутые, а вкус богаче и тоньше, чем у робусты. Высота произрастания зерен арабики – около 2000 метров над уровнем моря. Максимальная высота – 2800 метров. Такие высокогорные плантации расположены в Эквадоре.

Стоит отметить, что ввиду пористой структуры зерна, чем выше растет кофе, тем богаче становится его вкус. Зерна впитывают микроэлементы из почвы и окружающей атмосферы, благодаря чему обогащаются новыми вкусовыми оттенками.

Робуста, в отличие от своего более элитного собрата растер не так высоко, всего 0-600 метров над уровнем моря. Этот вид кофейного дерева неприхотлив в уходе, что обуславливает его более низкую стоимость. За счет этого производители часто добавляют робусту в свой кофе с целью его удешевления. Однако, также на основе робусты создаются эспресс-смеси, объединяющие лучшие свойства арабики и робусты.

Российский кофейный рынок берет свое начало еще в 90-х годах. Тогда наряду с зерновым кофе начали продавать растворимый и этот продукт стал доступен всем слоям населения. Сейчас же ситуация такова, что зачастую растворимый кофе становится дороже натурального зернового. Кроме того, на волне всеобщего распространения культуры кофепития намечается тенденция роста продаж кофе в зернах и молотого.

Так, в 2015 году по результатам опроса около 59% потребителей кофе в стране отдали предпочтение растворимому кофе. В 2001 году этот тот же опрос показал, что 85,1% людей пьют растворимый кофе – спрос на растворимый кофе упал на 26,1% и продолжает слабеть.

Сейчас зерновой кофе – новый (или хорошо забытый старый) тренд. Увеличилось количество закупок кофе оптом. 36% потребителей кофе покупают его в зернах и самостоятельно размалывают. Остальные 59% от потребителей натурального кофе покупают его уже молотым.

Критериями выбора кофе покупателями являются: качество, страна производства, внешний вид упаковки, цена и известность марки. Так, исследования показали, что при выборе кофе потребитель готов не поскупиться и потратить больше, или взять не такую известную марку, но не готов отказать себе в высоком качестве кофе или в полюбившемся вкусе.

 

Поделиться в: