Требования к торговле, огромный ассортимент товаров, маркетинговая политика, проводимая торговыми предприятиями и многие другие факторы, делают неизбежной автоматизацию рабочего места продавца. Сегодня невозможно представить себе различные виды магазинов (супермаркет, гипермаркет) со значительным товарооборотом, на кортом не установлено оборудование для штрихкодирования и нет компьютеризации процесса продажи.
В этой связи интересно рассмотреть влияние государственной экономической политики на технический прогресс и развитие IT-технологий. В мире практикуются два способа контроля над осуществлением налоговых платежей торговыми предприятиями. Первый, наиболее распространенный в экономически развитых государствах, подразумевает использование анализа бухгалтерской отчетности для подобного вида контроля. Это предусмотрено совершенными законодательными процедурами. Второй путь, по которому пошла Россия, наряду с Аргентиной, Болгарией, Италией, Румынией, Польшей, Японией и странами постсоветского пространства предполагает применение фискальной платы как средство контроля со стороны налоговых служб государства.
В чем же здесь может заключаться влияние государственной политики на IT-технологии и развитие прогресса? Дело в том, что подобная практика позволяет торговым предприятиям использовать лишь те POS-терминалы при осуществлении своей деятельности, которые внесены в Государственный реестр. Не трудно догадаться, что это является значительным препятствием для фирм производителей подобной техники. Внесение в Реестр связано со значительными финансовыми, временными, бюрократическими проблемами. Те же условия предъявляются и к программному обеспечению автоматизированных торговых мест продавца.
Существующее в России законодательство привязывает определенное ПО к определенным видам POS-терминалов. Эти обстоятельства обуславливают наличие ограниченного выбора для торговых предприятий подобных систем, что затрудняет проведение ими более эффективной маркетинговой политики.
Но, нестандартное мышление, присущее жителям нашей страны, помогло найти выход в этой, казалось бы, тупиковой ситуации. Россия стала первой, где было изобретено устройство, позволяющее сочетать произвольный выбор производителя POS-терминалов и программного обеспечения к ним, с требованиями законодательства. Выход был найден в применении так называемого фискального регистратора. По сути, это устройство является не чем иным, как обыкновенным принтером (правда, для использования его в этом качестве, фирмы-производители выпускают специальные модели). Единственное принципиальное отличие его применения заключается в использовании определенного драйвера. Именно его регистрации в Государственном реестре достаточно для использования POS-терминалов различных производителей и произвольной конфигурации, не нарушая при этом налогового законодательства.